Автомобили:


 
 
 
 
 
 
 
календарь  
Январь 2017
»
ПнВтСрЧтПтСбВс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 
 
 

 
 
Автобизон.Ру > Тест-драйвы > ВАЗ/LADA > Granta
 
 
 
 
 

Тест-драйв Гранта с АКПП: тренировка перед Калиной

02.08.2012

   

— Если совсем честно, — сказал Груненков, — то «автомат» нам нужен не столько для Гранты, сколько для фейслифтинговой Калины, которая пойдет в производство в следующем году. Потому мы и начали на Гранте с самого мощного мотора, шестнадцатиклапанного, именно он пойдет на Калину. И объем производства мы рассчитывали, исходя из потенциального спроса на Калину. Так что запланированные на будущий год 80 000 «автоматических» Лад  — это, конечно, не только Гранты.

Олег Груненков – директор проектов Гранта и Калина на ВАЗе. Сорок ему будет только в этом году, а ведет проект он уже как минимум три года. В его лице проявилась комаровская политика, направленная на кадровое омоложение, на вытягивание на ключевые должности тех, кто по возрасту близок к целевой аудитории АвтоВАЗа. Кстати, Эдуарду Чмелеву, главному конструктору другого судьбоносного для завода проекта — Лада Ларгус — тоже едва за сорок. И он тоже идеально соответствует нарисованному маркетологами портрету среднестатистического покупателя Ларгуса.
Кроме Груненкова с нами сегодня и другой Олег, Храмков. Именно на нем лежала вся основная работа по адаптации автоматической коробки Jatco к Гранте.

отличное сопряжение АКП с двигателем

медленный переход на пониженную передачу при резких обгонах

ВАЗ более двадцати лет делал попытки выпустить модификации своих моделей с «автоматом», работа началась еще в 1970-х, для «Жигулей». Так бы эти попытки и продолжались, если бы не решительность Игоря Комарова, техническая помощь альянса Renault-Nissan  и требования рынка, не оставляющие простора для пространных экспериментов. Короче: ВАЗу стал нужен «автомат» не абстрактно и когда-нибудь, а вот сейчас, немедленно. И потому, что появились предложения конкурентов в сегменте лоу-кост, и потому, что происходит общая прогнозируемая потеря ВАЗом доли своего традиционного рынка — продажи падают, и исправить это можно только выпуском новых продуктов. А ничего конкурентоспособнее дешевого автомобиля с «автоматом» быть не может.

Все старые наработки по АКПП на ВАЗе отложили в сторону и начали с чистого листа. При задаче «сделать быстро и недорого» поле вариантов сузилось максимально, и неудивительно, что ВАЗовцы выбрали трансмиссию японской фирмы Jatco, акционером которой является Nissan. Работу по адаптации к ВАЗовскому мотору доверили австрийской фирме AVL. «Точкой отсчета» был Nissan Note с аналогичной коробкой. Инженеры AVL за месяц провели полный цикл испытаний Ноута и составили таблицу ездовых режимов, где каждому параметру была присвоена оценка по десятибалльной шкале. А потом ВАЗовцы написали свое техзадание, указав, какие параметры надо изменить. Задача, несмотря на скромность бюджета — вся работа, с учетом подготовки производства, стоила чуть менее 17 млн евро — была претенциозной: превзойти Nissan Note по «драйверским» характеристикам.

Задание было сформулировано в 2010 году, а уже в июне этого года Гранта с «автоматом» прошла сертификационные испытания. Ни AVL, ни Jatco не верили, что тольяттинцам удастся выдержать заранее определенные сроки, даже закладывали дополнительный месяц — на всякий случай. Но все получилось ровно так, как запланировали. Груненков несколько раз повторил: спасибо Храмкову, без него мы бы так быстро и качественно калибровки не сделали. Инженеры AVL потом провели испытания Гранты по той же методике, что с «Ноута». Оказалось, что по большинству ездовых характеристик Гранта у Ниссана выигрывает: 8 баллов против 7,3 у Ноута.

Технически коробка JatcoAY-K3 — обычная четырехступенчатая гидромеханика, не самая современная, но недавно прошедшая редизайн. Ее прежняя версия известна по моделям Note, Micra, Cube… Обновленная модификация сейчас устанавливается на Nissan March китайской сборки. Для сопряжения с ВАЗовским мотором пришлось сделать более тридцати новых деталей – картер гидротрансформатора, новый поддон двигателя, иные приводы колес (на шарнирах типа Трипод), кронштейны, опоры… Поскольку «автомат» тяжелее «грантовской»  «механики» на 33 кг, то увеличили жесткость передних пружин. Для охлаждения ввели дополнительную масляную секцию в радиатор двигателя, попутно сменив поставщика – теперь комбинированный радиатор поставляет из Южной Кореи фирма Visteon. Работа над охлаждением АТ была одной из важных, ВАЗовцам удалось улучшить теплостойкость на 15% по отношению к первоначальному варианту. Управляющая электроника АКПП полностью интегрирована в «грантовскую» шину CAN, и ее диагностика осуществляется через общий разъем.

хорошая защищённость «автомата» от неправильных действий пользователя

плохо настроенный электроусилитель руля

Есть и не совсем приятные особенности. Например, масляный картер АКПП висит ниже картера двигателя, являясь точкой клиренса. А заводской защиты не предусмотрено… Понятно, что сторонние фирмы подсуетятся и сделают ее, но если учитывать, что между картером и защитой должен быть промежуток не менее 25 мм, то изначально неплохой  «грантовский» клиренс уменьшится почти в полтора раза. Олег Храмков это откомментировал так: Jatco категорически запретила менять объем масляной ванны. А еще в связке двигатель-трансмиссия нет запаса по моменту, входной момент гидротрансформатора составляет 150 Нм, а максимальный момент на валу двигателя — 145 Нм. Это значит, что долговременная езда на скорости, близкой к максимальной, будет существенно «съедать» ресурс гидротрансформатора. Кроме того, ВАЗ планирует выпуск и более мощного мотора, объемом 1,8 литра. С ним эта коробка уже работать не сможет. Впрочем, у механической части запас по моменту – до 180 Нм, так что есть вероятность  обойтись «малой кровью» — заменой гидротрансформатора. А вот с менее мощным мотором агрегатировать — никаких проблем, нужно только поработать над калибровками. Но пока такая возможность ВАЗовцами только обсуждается, сформулированных планов нет.

 

Срок службы АТ теоретически равен ресурсу самой машины, при условии замены масла каждые 60 000 км. При выходе из строя в гарантийный период коробку ремонтировать не будут, просто поменяют. Ремонт — это сложное действо, оснащать соответствующими инструментами все ВАЗовские СТО и обучать механиков дороже, чем просто поменять агрегат. Договорились с Автофрамосом, что неисправные коробки будут чинить они и давать на них гарантию, как на новые. Но, как заверили ВАЗовцы, это чистая теория: по опыту Ниссана, в Китае за год отказала только одна коробка.

Едет Гранта с АКПП отлично. Правда, как на духу. Задержки при переключениях столь минимальны, что сопоставимы с таковыми у роботизированных коробок. Стартует машина тоже резче, чем можно было ожидать, мысленные поправки на инерцию гидротрансформатора почти не требуются. Скажу парадоксальное: столь драйверский характер настройки гидромеханики я встречал только на автомобилях BMW и MINI. Ну может быть, еще на Mazda CX-7. Гранта – машина легкая, согласованность АКПП с двигателем – почти идеальная. Это дает заряд бодрости даже больший, чем на Гранте с обычной «механикой». А у нас была возможность поездить не только по дорогам общего пользования, но и по закрытой картинговой трассе...

У АКПП есть тяговые режимы «1» и «2», при которых коробка не переключается выше первой и второй передач соответственно. Они нужны для затяжных подъемов, бездорожья, буксировки прицепа — Гранта везет прицеп массой до 750 кг. Есть режим OD — овердрайв, в котором коробка получает запрет на включение четвертой передачи, что удобно при обгонах. Причем если тяговые режимы включаются при определенной минимальной скорости если машина едет быстрее 50 км/ч, то перевод селектора в положение  «2» вторую передачу не включит, то в овердрайв «автомат» переходит почти на любой скорости, заставляя мотор балансировать «на отсечке». Опять же, нужно отдать должное калибровщикам: поведение двигателя в зоне критических оборотов восхитительно, машина не теряет тягу и не сбрасывает сразу 1000-1500 оборотов, а просто чуть-чуть корректирует подачу топлива, сохраняя постоянную тягу.

 

Программно реализован режим, называемый создателями «виртуальной пятой передачей». Суть его в том, что на высокой скорости (по ощущениям — после 80 км/ч) на четвертой передаче нет необходимости обращаться к кик-дауну для совершения обгона. Достаточно чуть прожать педаль газа — и обороты двигателя возрастут примерно на 1500 оборотов, что добавит тяги без перехода на пониженную. Зная про эту особенность, не самые резкие обгоны можно совершать, чуть поигрывая газом. Получается быстрее, ведь коробке не надо скакать на ступень вниз. А, замечу, вниз Jatco AY-K3 переключается с куда большей задержкой, чем вверх, даже при полном дросселировании. Тут есть еще над чем поработать, определенно.

очень низкая цена при неплохой комплектации

низкая устойчивость на высокой скорости

Гранта с «автоматом» сейчас однозначно самый сбалансированный ВАЗовский автомобиль, несмотря на скромную цену (в комплектации Норма+ рекомендованная цена составляет 373 200 рублей). Но никуда не делись и даже еще более проявились недостатки самого шасси — большие крены, значительный люфт руля в «околонулевой» зоне (градусов 6, не меньше), явная недостаточность жесткости передней части кузова. И самое главное: Гранта отвратительно ведет себя на высокой скорости, динамический коридор просто неприличен, ехать на машине на «максималке» реально страшно. Не только водителю, но и пассажирам. Отчасти это — следствие не самых аккуратных настроек при производстве: на некоторых тестовых машинах рули стояли криво и были нарушены углы установки передних колес. Кроме того, так и не состоялся тотальный переход на «короткую» рейку, и часть машин по сию пору комплектуется рулевым механизмом с количеством оборотов, от упора до упора равным четырем! Про все эти проблемы создатели знают и обещают решить их до конца года. В первую голову, конечно, будет изменен моторчик электроусилителя руля и элементы крепления рулевой рейки к моторному щиту. Но есть опасения, что дальнейшую доводку Гранты руководство АвтоВАЗа сочтет экономически нецелесообразной, ведь машина должна оставаться в сегменте лоу-кост, где каждый рубль на счету. Так что тем, кто хочет реально доведенную машину, следует дождаться фейслифтинговой Калины. Хотя она будет существенно дороже Гранты.

 Расход топлива на «автоматической» Гранте увеличился примерно на 0,5 литра (7,8 против 7,3 литра на 100 км), в то время как традиционно «автомат» — это «плюс литр». Разумеется, это данные испытаний по стандартным циклам, практически при активной езде Гранта-автомат расходует около 10 литров на 100 км.

В этом году «автоматических» Грант ВАЗ обещает выпустить 10 000. План на следующий год — 70 000 машин, большая часть из которых – Калины. Обновленную Калину покажут уже в августе, на московском автосалоне, среди прочих новинок – концепт B-cross, Гранты с мультимедийной системой, механические коробки с троссовым приводом… Будет на что посмотреть и о чем подумать потенциальным покупателям.

Текст: Сергей Цыганов.

Планируете ли вы покупать Гранту с АКПП?

Да
Нет
Подожду Калину с «автоматом»



3

Комментарии

федор134к123
12:50 - 10.08.12
А что новую педаль тормоза нельзя было сделать? Чуть больше, как на американцах?
14:52 - 15.08.12
Федор, часто не попадаете по педалям? Я так понимаю, все еще на стадии испытаний/эксплуатации... Да во всяком случае это же ВАЗ, должна же быть какая то изюминка)
iiii1
18:42 - 12.10.12
Педаль тормоза в Гранте с АКПП - по размерам больше. Посмотрите.
 
 
 
  • После недавнего дебюта под брендом Dacia, свое лицо показали Logan и Sandero под маркой Renault
  • Mercedes Sprinter от Brabus оказался дороже чем Mercedes-Maybach S600
  • В Сети появились шпионские фото кроссовера Alfa Romeo Stelvio
  • В Сеть попали фото нового седана Kia Rio
  • Онлайн премьера нового  BMW 5-серии намечена на 13 октября.
  • Среднеразмерный кроссовер VW получил имя Atlas
  • Компания Citroen объявила цены на седан Citroen C4
  • Новая платформа Porsche - MSB, станет основой для Audi A9 Coupe
  • Стали известны сроки начала производства нового Hyundai Solaris
  • Компания Volvo анонсировала внедрение своей автономной технологии вождения